(Неводчиков Николай Васильевич; 1822, С.-Петербург - 10.03.1910, г. Измаил Бессарабской губ.), архиеп. Кишинёвский и Хотинский. Род. в дворянской семье. Впосл. отец архиерея служил секретарем Екатеринославской духовной консистории. Неводчиков окончил Екатеринославскую ДС, в 1840 г. поступил в МДА, которую окончил в 1844 г. со степенью кандидата богословия. Вместе с Н. в академии учились буд. митр. Московский Сергий (Ляпидевский), архиеп. Харьковский и Ахтырский Амвросий (Ключарёв), епископы Самарский Серафим (Протопопов), Томский Платон (Троепольский), Угличский Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), Муромский Андрей (Поспелов; Ɨ 1868), духовный писатель московский прот. И. М. Богословский-Платонов (1820-1870) и др.
С 1844 г. Неводчиков проживал в Одессе, до окт. 1850 г. служил домашним секретарем и библиотекарем дипломата и религ. писателя А. С. Стурдзы, был воспитателем его внука Г. Гагарина. В доме Стурдзы он общался со многими известными деятелями лит-ры и искусства, а также со священнослужителями. Во 2-й пол. апр. 1848 г. в Одесском карантине познакомился с Н. В. Гоголем. Впоследствии не раз встречался с писателем, приезжавшим в Одессу. С 1 нояб. 1850 г. преподавал в Кишинёвской ДС библейскую историю, логику, психологию, патристику.
18 мая 1858 г. Неводчиков был рукоположен во иерея к Благовещенской ц. и определен законоучителем сиротского дома Одесского женского благотворительного общества, 3 апр. 1876 г. возведен в сан протоиерея. С 1861 г. преподаватель Одесской ДС, с 15 дек. 1864 г. инспектор Херсонской ДС, с 1868 г. законоучитель Одесского коммерческого уч-ща и 2-й Одесской прогимназии. Состоял членом правления Одесского ДУ, Херсонского епархиального попечительства о бедных духовного звания.
В тот период писал много статей и духовных стихотворений, принимал участие в выпуске «Одесских епархиальных ведомостей», в 1876 и 1877 гг. был редактором «Одесского воскресного листка» - еженедельного общедоступного издания. Сотрудничал в детских журналах А. О. Ишимовой «Лучи» и «Звёздочка», в «Одесском вестнике». Свои статьи религиозно-нравственного содержания и стихотворения подписывал псевдонимом Диктиодис (перевод фамилии Неводчиков на греч. яз.). Опубликовал кн. «Переписка В. А. Жуковского с А. С. Стурдзою» (Од., 1855).
17 мая 1880 г. овдовевший прот. Н. Неводчиков был пострижен в монашество с именем в честь мч. Неофита, 25 мая возведен в сан архимандрита. 9 авг. состоялось наречение, а 10 авг. того же года в Одессе - хиротония Н. во епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии, к-рую совершили Херсонский и Одесский архиеп. Платон (Городецкий), архиеп. Кишинёвский и Хотинский Павел (Лебедев) и Новомиргородский еп. Израиль (Никулицкий). Н. стал 1-м Елисаветградским епископом и одновременно настоятелем одесского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, где и проживал.
6 авг. 1883 г. Н. был назначен епископом Туркестанским и Ташкентским, кафедра находилась в г. Верном (ныне Алматы (Алма-Ата)). Летом он жил и работал на архиерейской даче - в небольшом глинобитном домике в т. н. Бутаковском ущелье, по дороге на Медео. Рядом на горе он установил 7-метровый поклонный крест и ежевечерне поднимался туда. С тех пор гора над р. М. Алматинка стала называться Крестовая. Землетрясение разрушило домик и крест, а спустя 20 лет еп. Туркестанский и Ташкентский Димитрий (см. Антоний (Абашидзе), схиархиеп.) построил там небольшую дачу с домовой ц. прп. Серафима Саровского.
По словам современников, Н. был «скромнейший труженик на ниве Господней и не замеченный в свое время никем тайный молитвенник и подвижник», отличался исключительной работоспособностью. Объездил все малые приходы епархии. К 1884 г. в сельской местности на территории Туркестанской епархии насчитывалось только 5 школ. На основании синодального указа об учреждении в отдаленных туркестанских приходах церковных школ и обучении в них грамоте Н. 4 апр. 1885 г. обратился к духовенству Семиреченской обл. с воззванием о необходимости открытия церковных школ. С 1884 по 1888 г. было открыто 8 школ - церковноприходских и начальной грамоты.
Епископ поддержал дело создания миссионерского мужского монастыря на оз. Иссык-Куль в Семиреченской обл., начатое еп. Туркестанским и Ташкентским Александром (Кульчицким; Ɨ 1888). В 1883 г., обнаружив на месте, отведенном для обители, лишь 2 дома для братии и крест, Н. констатировал: «Устройство монастыря и доселе не состоялось, и впредь не состоится, если не будет прислан достойный игумен-строитель». Он обратился через Православное миссионерское об-во и церковную прессу к монахам России с призывом поддержать братию мон-ря на оз. Иссык-Куль. В 1886 г. число насельников этого мон-ря пополнили 11 иноков Закубанской Афонской во имя архангела Михаила пустыни, прибывшие в Туркестан вместе с иером. Михаилом (Глушковым). Братия возвела небольшой храм в честь иконы Божией Матери «Одигитрия», начала осваивать земельные угодья. Сам Н. часто посещал обитель и жил там по неделе и больше, обустроил березовую аллею по берегу Долгого затона, к-рая стала именоваться Неофитовская.
11 июля 1888 г. Н. совершил освящение нового ташкентского собора в честь Преображения Господня, средства на создание которого собирали в течение 17 лет. Именно Н. издал указ, к-рым предписывалось сооружать храмы епархии только из жженого кирпича или дерева, по утвержденным архитектурным проектам, с ведома и по благословению правящего архиерея. Это решение оказало благоприятное воздействие на дальнейшее церковное строительство в Туркестанском крае.
С 1885 по 1889 г. различные области современных Казахстана и Кыргызстана, входившие в состав Туркестанского края, подвергались сильнейшим землетрясениям. В опасных ситуациях Н. подавал пример твердости духа, призывал вверенную ему паству к молитве, возлагал надежду на милосердие Божие. Сам Н. во время крупного землетрясения 28 мая 1887 г. чудом спасся от гибели. Несмотря на полученные травмы, он в течение неск. дней помогал пострадавшим от стихийного бедствия, отпевал погибших, восстанавливал разрушенные храмы. Не прибегая к казенным средствам, устроил в г. Верном т. н. временный кафедральный собор. За проявленное мужество архиерей получил благодарность от имп. Александра III Александровича.
В результате землетрясения 1889 г. были разрушены все постройки Иссык-Кульского мон-ря. «Напуганный игумен Михаил бежал в Россию и увлек за собой большинство братии», осталось всего 2 монаха из местных жителей. По инициативе Н. обитель стала возрождаться. Туркестанская администрация помогла стройматериалами, Синод выделил 2 тыс. р., миссионерское об-во - 6 тыс. р., св. прав. Иоанн Кронштадтский (Сергиев) пожертвовал 5 тыс. р.
В 1891 г. Н. принял в Туркестанскую епархию и назначил псаломщиком в храм в ст-це Зайцевской и законоучителем церковноприходской школы буд. священника Никольской ц. г. Верного сщмч. Александра Скальского.
21 нояб. 1892 г. Н. был переведен на Кишинёвскую кафедру с возведением в сан архиепископа. 19 февр. 1893 г. прибыл в Кишинёв, совершил богослужение в кафедральном соборе; нового архипастыря приветствовал еп. Аккерманский, вик. Кишинёвской епархии, Аркадий (Филонов). Несмотря на слабое здоровье, Н. совершал объезды епархии (см., напр.: Орлов П. Пребывание высокопреосв. Неофита, архиеп. Кишинёвского и Хотинского, в м. Единцах // Кишинёвские ЕВ. 1893. Отд. неофиц. № 13. С. 456-462). 13 мая 1894 г. в кишинёвском кафедральном соборе Н. в сослужении Аккерманского еп. Аркадия (Филонова) и городского духовенства совершил заупокойную литургию, а затем отслужил панихиду по Исаакию (Положенскому), бывш. еп. Кишинёвскому и Хотинскому.
Н. инициировал открытие в Кишинёве отделения имп. Палестинского об-ва. «Палестина с детства была для меня как бы второй родиной,- вспоминал Н. в одном из писем 1906 г.- Я любил и люблю говорить о Палестине с паломниками, особенно из простонародья. А с отцом архимандритом Антонином (Капустиным) и епископом Порфирием (Успенским) лично был знаком» (СИППО. 1911. Т. 22. Вып 2. С. 261). При Н. был поднят вопрос о необходимости преобразования противораскольнической миссии в Кишинёвской епархии, архиереем «был составлен проект касательно этого» и направлен в Синод. Также Н. намеревался учредить в Кишинёве религиозно-просветительное и миссионерское братство. По его поручению был составлен проект устава братства. Но ни один из этих планов не был осуществлен (Пархомович. 1910. С. 20).
Современники называли Н. «архипастырем-аскетом, строгим к себе и к другим». «С особенным вниманием и осторожностию» он совершал рукоположения, «ищущих священного сана испытывал и учил, а после посвящения руководил и наставлял, как нужно проходить пастырское служение» (Там же. С. 19). Архиерей был награжден орденами св. Анны 1-й степени (5 апр. 1887), св. кн. Владимира 2-й степени (15 мая 1891), блгв. кн. Александра Невского (21 мая 1908).
26 янв. 1898 г. Н. был уволен на покой по причине преклонного возраста, 9 февр. выехал из Кишинёва, поселился в Измаильском архиерейском доме Кишинёвской епархии. С 1901 г. проживал в частном доме в Измаиле. Печатался в «Библиографических записках», в «Русском архиве» и «Кишинёвских епархиальных ведомостях». Сохранилось неск. рукописей Н. (см.: Путеводитель по Центр. гос. архиву Молдавской ССР. Кишинёв, 1959. Ч. 1. С. 139).
Н., вероятно, был похоронен около Николаевского храма (1862) Одессы (разрушен в годы советской власти).